Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МЕТАДЫЧНАЯ РАБОТА

Дата: 30 мая 2014 в 10:10, Обновлено 8 сентября 2022 в 17:55
Автор: Роля Т. М.

ПАМЯТКА «Посещение семьи воспитанника»

Напомнив о предварительной договоренности, воспитатель говорит о цели прихода (познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей). Посещение воспитанника дома, как правило, подтверждает уже сложившиеся у воспитателя представления об особенностях педагогических условий в конкретных семьях.

Не задавая прямых вопросов   взрослым,   воспитатель может выяснить:

– микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу;

– семейный уклад (в частности, как распределены между отцом и матерью хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие);

– организацию режима ребенка, его игр, труда, занятий.

Кроме того, воспитатель может получить более объективное представление о том, как осуществляется в семье трудовое воспитание:

— чем занимается  ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые;

—  есть ли у ребенка трудовые обязанности (какие, как он их выполняет; есть ли среди них такие, выполнение которых выражает внимание к окружающим, заботу о них);

—  установлено ли определенное время для выполнения обязанностей и как взрослые члены семьи контролируют и оценивают их;

— определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее значение;

—  приучают ли планировать основные этапы работы;

—  наблюдают ли за тем, как ребенок работает (старательно, небрежно);

— замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка  при  хорошо выполненной работе;

—  какие орудия труда есть у ребенка,  где хранятся, в порядке ли они.

Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:

1. Состав семьи, профессия и образование  родителей.

2. Общая семейная атмосфера. Особенности  взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого  в семье,

3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).

4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное  воспитание, подготовка к школе и т. п.

5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний  и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

7. Система воспитательных воздействий  на ребенка:

– участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;

– непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных  функций преимущественно одним  человеком; – отсутствие воспитания.

8. Организация совместных форм деятельности  в семье:

– вовлечение ребенка во все домашние  дела и заботы;

– распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;

–разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция  ребёнка от домашних событий.

9. Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.

Современные подходы к планированию образовательного процесса

в учреждении дошкольного образования

   Исходя из Кодекса Республики Беларусь об образовании «образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ». Основным направлением деятельности учреждений дошкольного образования в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему  гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском  коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования,  дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.

   Исходя из Образовательного стандарта дошкольное образование «Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятия. В учреждении образования при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся: летние – 90 дней; зимние – 10 дней; весенние – 10 дней. Общая продолжительность каникул составляет 110 дней. В период каникул приоритетными видами детской деятельности являются физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая.

   Образовательный процесс включает в себя специально организованные виды детской деятельности (игры-занятия, занятия), которые проводятся в игровой форме и предполагают деятельностную позицию ребенка и виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.

  Каждый педагог  к планированию образовательного процесса должен подойти творчески. Необходимо планирование совершенствовать, обновлять регулярно методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрять в содержание образовательного процесса инновационные и компьютерные технологии, что поможет обеспечить качество образовательного процесса.

   В соответствии с Методическими рекомендациями для дошкольных учреждений к началу 2008-2009 учебного года планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно–календарное.

   Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

   Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

   В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

   Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.

Примерная предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками

На год планируются:

  1. Задачи учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.
  2. Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).

(необходимо использовать издания с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

  1. Список детей по подгруппам.
  2. Виды детской деятельности
  3. Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).

Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом  видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке  циклограммы в  младших, средних, старших группах педагогу следует отразить специфику  видов детской деятельности с учетом возраста детей).

Циклограмма совместной деятельности педагога и детей

1-я половина дня

2-я половина дня

утро

1-я прогулка

Перед второй прогулкой

2-я прогулка

вечер

пн

вт

Рекомендовано следующее содержание циклограммы:

1-я половина дня

Утро:

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность;

- элементарная трудовая деятельность;

- познавательно-практическая деятельность;

-двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки), самостоятельная (до и после завтрака);

- специально организованное обучение.

1-я прогулка:

- познавательно-практическая деятельность;

- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно перечню занятий на неделю); самостоятельная  (ежедневно /длительность и время проведения указано в программе/);

- элементарная трудовая деятельность;

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность.

2-я половина дня

Перед 2-ой  прогулкой:

- дополнительные образовательные услуги сверх базового компонента(кружки).

2-я прогулка:

- познавательно-практическая деятельность;

- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);

- элементарная трудовая деятельность;

- индивидуальная работа;

- игровая деятельность.

Вечер:

индивидуальная работа;

- игровая деятельность;

- художественная деятельность – (музыкальная: развлечения и др.), (изобразительная: рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн), художественно-речевая, театральная;

- элементарная трудовая деятельность;

- самостоятельная двигательная деятельность (в том числе подвижные игры) – ежедневно;

 - бассейн  (занятия плаванием проводятся при наличии бассейна в учреждении дошкольного образования по расписанию).

 Примечание. В циклограмме в организованной двигательной деятельности  в средних и старших группах указываются конкретно дни и периодичность проведения  физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья. План и дату проведения физкультурного досуга педагог указывает в разделе плана «Физическая культура»  на текущий месяц. Для проведения физкультурных  праздников и дней здоровья в учреждении  дошкольного образования разрабатывается программа.

В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах  деятельности детей в первой и второй половине дня.

5. Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).

На месяц планируются:

1. Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).

Сотрудничество с семьёй

Формы работы

Содержание работы

Дата проведения

Ответст-

венный

Отметка о выполнении

коллективные

- родительские собрания

- работа с родительским комитетом

- консультации

- анкетирование

- семинары

- вечер вопросов и ответов

- клубы и др.

индивидуальные

- посещение семей на дому

- беседы

- консультации

- анкетирование и др.

наглядно-информационные

- папки-передвижки

- библиотека-передвижка

- фотомонтаж

- фотовыставки

- фотогазеты

- семейный вернисаж

- копилка добрых дел

- выставки совместных работ (помещаем практи-ческий материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в д\с, советы, рекомендации) и др.

2. Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.

Раздел программы

Ф.И. ребёнка

Формы и методы работы

Учёт о проделанной работы

Дополнения

I неделя

II неделя

3. Специально организованные виды деятельности (игры-занятия, занятия на каждый день в соответствии видами детской деятельности на неделю):

- тема недели;

- вид занятия;

- тема занятия;

- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

- источники планирования;

- дополнения.

5. Виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.

         Примечание. В данном разделе по каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели. 

Виды детской деятельности

«Общение» - планируются беседы, разговоры, коммуникативные и проблемные ситуации, этюды (этюд - имитация, этюд – пантомима), ситуации невербального общения (Выходи играть к нам, Тише, Разговор через стекло, Предупреди друга, что дорога скользкая, Поздороваемся с закрытыми глазами и т.д.), игровые развивающие комплексы, рассказывание, объяснение, рассуждения, диспут, дискуссия,  обсуждение ситуации, решение проблемных вопросов или задач или ситуаций, составление сообщения и т.д.

«Познавательно-практическая деятельность» - элементарно опытническая деятельность, обследование предметов, пространства, экскурсии, рассматривание карт, наблюдения, моделирование и т.д.

«Игровая» - игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и др.

«Художественная»:

- музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.

- изобразительная: рисование, лепка, аппликация,  рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.

-  художественно-речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи;  фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.

- театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.

 «Элементарная трудовая деятельность» - поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурство.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.