ПАМЯТКА «Посещение семьи воспитанника»
Напомнив о предварительной договоренности, воспитатель говорит о цели прихода (познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей). Посещение воспитанника дома, как правило, подтверждает уже сложившиеся у воспитателя представления об особенностях педагогических условий в конкретных семьях.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
– микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу;
– семейный уклад (в частности, как распределены между отцом и матерью хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие);
– организацию режима ребенка, его игр, труда, занятий.
Кроме того, воспитатель может получить более объективное представление о том, как осуществляется в семье трудовое воспитание:
— чем занимается ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые;
— есть ли у ребенка трудовые обязанности (какие, как он их выполняет; есть ли среди них такие, выполнение которых выражает внимание к окружающим, заботу о них);
— установлено ли определенное время для выполнения обязанностей и как взрослые члены семьи контролируют и оценивают их;
— определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее значение;
— приучают ли планировать основные этапы работы;
— наблюдают ли за тем, как ребенок работает (старательно, небрежно);
— замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка при хорошо выполненной работе;
— какие орудия труда есть у ребенка, где хранятся, в порядке ли они.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:
1. Состав семьи, профессия и образование родителей.
2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье,
3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.
5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
– участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
– непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; – отсутствие воспитания.
8. Организация совместных форм деятельности в семье:
– вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
– распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;
–разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция ребёнка от домашних событий.
9. Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.
Современные подходы к планированию образовательного процесса
в учреждении дошкольного образования
Исходя из Кодекса Республики Беларусь об образовании «образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ». Основным направлением деятельности учреждений дошкольного образования в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования, дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.
Исходя из Образовательного стандарта дошкольное образование «Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятия. В учреждении образования при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся: летние – 90 дней; зимние – 10 дней; весенние – 10 дней. Общая продолжительность каникул составляет 110 дней. В период каникул приоритетными видами детской деятельности являются физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая.
Образовательный процесс включает в себя специально организованные виды детской деятельности (игры-занятия, занятия), которые проводятся в игровой форме и предполагают деятельностную позицию ребенка и виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.
Каждый педагог к планированию образовательного процесса должен подойти творчески. Необходимо планирование совершенствовать, обновлять регулярно методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрять в содержание образовательного процесса инновационные и компьютерные технологии, что поможет обеспечить качество образовательного процесса.
В соответствии с Методическими рекомендациями для дошкольных учреждений к началу 2008-2009 учебного года планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно–календарное.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.
Примерная предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками
На год планируются:
- Задачи учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.
- Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).
(необходимо использовать издания с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь)
- Список детей по подгруппам.
- Виды детской деятельности
- Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).
Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке циклограммы в младших, средних, старших группах педагогу следует отразить специфику видов детской деятельности с учетом возраста детей).
Циклограмма совместной деятельности педагога и детей
1-я половина дня |
2-я половина дня |
||||
утро |
1-я прогулка |
Перед второй прогулкой |
2-я прогулка |
вечер |
|
пн |
|||||
вт |
Рекомендовано следующее содержание циклограммы:
1-я половина дня
Утро:
- индивидуальная работа;
- игровая деятельность;
- элементарная трудовая деятельность;
- познавательно-практическая деятельность;
-двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки), самостоятельная (до и после завтрака);
- специально организованное обучение.
1-я прогулка:
- познавательно-практическая деятельность;
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно перечню занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно /длительность и время проведения указано в программе/);
- элементарная трудовая деятельность;
- индивидуальная работа;
- игровая деятельность.
2-я половина дня
Перед 2-ой прогулкой:
- дополнительные образовательные услуги сверх базового компонента(кружки).
2-я прогулка:
- познавательно-практическая деятельность;
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
- элементарная трудовая деятельность;
- индивидуальная работа;
- игровая деятельность.
Вечер:
- индивидуальная работа;
- игровая деятельность;
- художественная деятельность – (музыкальная: развлечения и др.), (изобразительная: рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн), художественно-речевая, театральная;
- элементарная трудовая деятельность;
- самостоятельная двигательная деятельность (в том числе подвижные игры) – ежедневно;
- бассейн (занятия плаванием проводятся при наличии бассейна в учреждении дошкольного образования по расписанию).
Примечание. В циклограмме в организованной двигательной деятельности в средних и старших группах указываются конкретно дни и периодичность проведения физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья. План и дату проведения физкультурного досуга педагог указывает в разделе плана «Физическая культура» на текущий месяц. Для проведения физкультурных праздников и дней здоровья в учреждении дошкольного образования разрабатывается программа.
В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах деятельности детей в первой и второй половине дня.
5. Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).
На месяц планируются:
1. Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).
Сотрудничество с семьёй
Формы работы |
Содержание работы |
Дата проведения |
Ответст- венный |
Отметка о выполнении |
коллективные |
- родительские собрания - работа с родительским комитетом - консультации - анкетирование - семинары - вечер вопросов и ответов - клубы и др. |
|||
индивидуальные |
- посещение семей на дому - беседы - консультации - анкетирование и др. |
|||
наглядно-информационные |
- папки-передвижки - библиотека-передвижка - фотомонтаж - фотовыставки - фотогазеты - семейный вернисаж - копилка добрых дел - выставки совместных работ (помещаем практи-ческий материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в д\с, советы, рекомендации) и др. |
2. Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.
Раздел программы |
Ф.И. ребёнка |
Формы и методы работы |
Учёт о проделанной работы |
Дополнения |
|
I неделя |
|||||
II неделя |
3. Специально организованные виды деятельности (игры-занятия, занятия на каждый день в соответствии видами детской деятельности на неделю):
- тема недели;
- вид занятия;
- тема занятия;
- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- источники планирования;
- дополнения.
5. Виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.
Примечание. В данном разделе по каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели.
Виды детской деятельности
«Общение» - планируются беседы, разговоры, коммуникативные и проблемные ситуации, этюды (этюд - имитация, этюд – пантомима), ситуации невербального общения (Выходи играть к нам, Тише, Разговор через стекло, Предупреди друга, что дорога скользкая, Поздороваемся с закрытыми глазами и т.д.), игровые развивающие комплексы, рассказывание, объяснение, рассуждения, диспут, дискуссия, обсуждение ситуации, решение проблемных вопросов или задач или ситуаций, составление сообщения и т.д.
«Познавательно-практическая деятельность» - элементарно опытническая деятельность, обследование предметов, пространства, экскурсии, рассматривание карт, наблюдения, моделирование и т.д.
«Игровая» - игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и др.
«Художественная»:
- музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.
- изобразительная: рисование, лепка, аппликация, рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.
- художественно-речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи; фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.
- театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.
«Элементарная трудовая деятельность» - поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурство.